Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» аула Эдельбай Благодарненского района Ставропольского края

   

Страница Победителя ПНПО

 

  Казмухаметова   Зулейха   Язаевна   

  учитель технологи  высшей категории

  

                Легенды древний смысл  

            Хочу постичь я…

            Гляжу назад-

           А там простор зовущий

          Гляжу вперед-

         И там простор зовущий

         И я в долгу огромном

        Перед прошлым

        И я в долгу большом

       Перед грядущим.

                                                    Курбанназар Эзизов

  

 

Разрешите представить себя  замечательными стихами туркменского поэта Курбанназара Эзизова, тем самым раскрыть свое становление на   педагогический путь. Меня зовут Зулейха Язаевна,  работаю в МОУ «СОШ№14» учителем технологии.

Первый школьный звонок вновь зовет на урок: «Пора, ребята, открывать весь мир, как новую тетрадь!» Эти простые и манящие слова школьной песни побуждают меня, преподавателя технологии с 26 - летним опытом работы, попытаться вновь осмыслить и учесть современные социальные ориентиры в подготовке школьников к жизни. 

 Качество образования неразрывно связано с его воспитательным потенциалом. Школа призвана не только вооружить учащихся знаниями по основам наук, отвечающим требованиям времени, но и подготовить их к трудовому образу жизни, осознанному выбору продолжения образования и будущей профессии. Не случайно в концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года указывается на необходимость усиления роли дисциплин, обеспечивающую успешную социализацию подрастающего поколения. Приоритетной несомненно является технология. Она несет в себе созидательное начало, открывает перед учащимися возможность применения знаний и умений для создания полезных и нужных не только для себя, но и другим людям вещей

Хотелось бы представить вам свою методическую систему в обучении технологии девочек 5-11 классов. Эта работа, скорее попытка осмыслить путь поиска. Что я как педагог трудового обучения могу сделать, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству? Как при этом учитывать особенности ребенка, его интересы? Что происходит с его личностью? Вот, пожалуй, главные вопросы, волнующие меня, когда обдумывались новые формы работы, стимулирующие личностный рост каждого ученика.   Введение «Технологии» как предмета с 1993 г. поспособствовало обновлению общеобразовательной школы. И важное место в этом имеет изучение художественной обработки материалов.

    Я рада, что занимаюсь одним из направлений, открывающим большие возможности для самовыражения, фантазии и творчества молодежи.  В школе я обучаю девочек всех школьных возрастов: от 5 класса   до выпускных 11 классов – и, таким образом, я могу пронаблюдать картину становления моих учеников (со стороны моей специальности).

    Способности детей проявляется в различных видах, например, умении быстро схватывать учебную информацию, умении рисовать, создавать оригинальные поделки из различных подручных материалов, умение фантазировать, пространственно представлять сравнительно сложные конструкции и т.д. Одна из важнейших функций учителя технологии, художественных ремесел, – суметь выявить и поддержать задатки, зарождающиеся качества многогранной творческой личности на всех, особенно ранних этапах обучения.

    На основных и дополнительных занятиях я стремлюсь создать такие условия работы, чтобы школьникам было интересно и комфортно, соблюдая принципы обучения и требования техники безопасности. Учащиеся практически всегда могут проявлять свободу мысли, и заниматься тем видом работы, который им наиболее интересен в данной технологии. Полученные знания и умения закрепляются и могут быть применены в другом виде деятельности.

    В обучении, я считаю, чрезвычайно важно учесть индивидуальные интересы и способности учащихся, подобрать интересные, актуальные поделки, дать психологическую установку на успех – на занятиях создается атмосфера сотрудничества, ребята помогают друг другу. Важно также применять современные методы и средства обучения.

    Определяющим фактором в развитии цивилизации становится умение человека оперировать информацией. Под воздействием научно-технического прогресса возникают новые тенденции в обучении: пересмотр программ, усиление межпредметных связей, использование современной техники наряду с традиционными средствами. Школьник должен быть уверен, что постигаемое им сегодня – современно, применимо в его жизни, в быту, поможет ему адаптироваться к современной жизни.   

Школьникам – интересно; усиливаются мотивация – растет интеллектуальная актив­ность, развивается склонность к исследовательской деятельности, прочность знаний: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь». Это обуславливает качественно иной уровень наглядности, чем при традиционном показе, и, кроме того, дает понятие о компьютере как об инструменте для решения практических задач В своей практике предпочтение отдаю технологии проектного обучения, что способствует формированию ученика, обладающего набором умений и навыков готового, к осознанному познавательному поиску, самостоятельной работе, ориентированию в потоке информации. Ученики ежегодно участвуют и побеждают на районных олимпиадах по предмету: Джиналиева Н. ученица 8 класса в 2003 году заняла 2 место,Манкаева Арузат ученица 9 класса – 2004  3 место. Минаева Альбина , Хаджиибрагимова Ксения ученицы 8 класса стали лауреатами в краевом конкурсе движения «Отечество». Эсельбеков Азамат, Оразалиева Заира, Юсупова Эьвира  в этом учебном году принимали участие в работе краевой конференции «Малая  академия наук", где Эсельбеков Азамат занял первое место, и сейчас готовится на Всероссийский конкурс «Малая академия наук». 

    Особое внимание   уделяю  работе с детьми–инвалидами, стараюсь раскрывать и стимулировать творческий потенциал ребенка,что способствует самоутверждению и самореализации ребенка.  Так на Ставропольском краевом фестивале художественного творчества детей с ограниченными возможностями моя ученица награждена дипломом за эстетическую и нравственную ценность представленных работ. (15.11.2003 г).

В 2002/2003 учебном году на базе кабинета технологии   создала этнографический музей-мастерскую. Работа в мастерской  веду по авторской программе «Культурно-бытовые особенности туркмен Ставропольского края». Народно-прикладное искусство туркмен имеет много направлений, но приоритетными стали «Ковер кочевого туркмена», «Лоскутный узор», «Художественное вязание», «Золотное шитье». Знакомство с музеем-мастерской начинаю с 5-6-го класса, когда учащиеся знакомятся с миром забытых вещей, соприкасаются с историей родного аула, с историей малой родины. Учащиеся изготавливают различные виды лоскутной мозаики, применяя современные технологии, сравнивают свои работы с работами старых мастеров. В 8-11-х классах с учащимися  провожу занятия по профессиональной ориентации.

Используя метод научного исследования, реализую деятельностный подход в обучении, требую привлечения знаний учащихся из разных областей в целях развития творческого мышления, исследовательских навыков.

   В школе ежегодно проходит научно-практическая конференция «Чистый родник» (9-11-е классы). Это очень серьезное дело для наиболее талантливых ребят, увлеченных этнокультурой и получающих удовольствие от научного поиска и анализа исторических источников и памятников культуры. В этой работе ученикам я помогаю как руководитель школьного музея. Ребята оформляют результаты своих исследовательских работ в форме выступлений, докладов, рефератов, экспонатов школьного музея, публикаций в средствах массовой информации. Исследовательские работы учащихся школы   на Всероссийском  туристуско-краеведческом движении  «Отечество» не первый год занимают призовые места.

       Учащиеся  со своими исследовательскими проектами выступают на районных научно-практических конференциях, краевых слетах, всероссийских олимпиадах, и их работы были признаны лучшими творческими исследовательскими работами, и не раз становились победителями лауреатами различных конкурсов.

2002 год – Москва. VI Всероссийская олимпиада по краеведению, 1 место.

2003 год – Москва. XII Всероссийская научно-исследовательская конференция, 1 место.

2005 год – Москва. IX Всероссийская олимпиада по краеведению,  1 место.

Международный конкурс «Туркменистан. Что я знаю о нем?», 1 место.

2006 год- Международный конкурс «Туркменистан. Что я знаю о нем?», 1 место.

2007 г -Всероссийская научно-исследовательская конференция, 1 место.

За неоднократные призовые места  ученица Джиналиева Несипли внесена в энциклопедию  «Одаренные Дети - Будущее Росси».  С 2006 года   являюсь руководителем школьного историко-этнографического музея, главная цель которого – способствовать возрождению национально-культурных традиций туркмен Северного Кавказа. Занимаясь в кружке «Музейное дело», учащиеся средних и старших классов приобретают умения в организации и ведении поисково-исследовательской деятельности, экскурсионно-просветительской работы, налаживают связи с государственными музеями и общественностью. Знакомство  с образцами национальной культуры в музее ведет через тематические программы «Туркменский быт», «Религия туркмен Северного Кавказа», «Культура туркмен», «Туркменский национальный костюм».

Результаты поисково-исследовательской работы  освещаю в средствах массовой информации: в периодической печати,  на районном  и краевом телевидении в передаче «Нежный возраст» (2002г. июнь). Работы «Народно–декоративное прикладное искусство  туркмен», «Национальная  одежда туркмен Ставропольского края», «Защита проекта»,  «Окончательная валка ковра» были напечатаны в сборнике материалов краевой научно- исследовательской лаборатории по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде  (г Ставрополь, 2002г, выпуск №5), также в сборнике статей  туристско-краеведческого движения «Отечество» (г Москва 2004 г); в брошюре «Российский Вестник детско-юношеского туризма и краеведения», (г Москва 2006 г).   С экспонатами музея, музея-мастерской    учащиеся школы  принимали участие в выставках проектов народно-прикладного искусства, где занимали призовые места:

2001 год – г. Ставрополь «Самый светлый праздник»;

2001/2002 г.г – День края, г. Ставрополь;

2002 г – г. Москва «Всероссийский музей народно-прикладного искусства»;

2003г – г. Пятигорск, День края;

2003 г – г. Буденновск, «Дети мира за мир на Кавказе»;

2004 г – I фестиваль краевых экспериментальных площадок;

2005 г – 80-летие  Благодарненского уезда;

2006г- День края, г. Ставрополь.

 

Материалы :

 

1. Защита творческого проекта.

2. Презентация "Золотое шитьё".

3. Презентация "Пища и культура питания".

4. Презентация "Традиции чаепития".

5. Презентация "Музей-мастерская".

6. Презентация "Историко-этнографический музей".

7. Презентация "Исследования методы и формы".

8. Презентация "Пути к познанию". 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»